Контекстная реклама — это технология показа рекламных объявлений в поисковых системах и на рекламных площадках в ответ на запросы пользователей.

Контекстная реклама подразделяется на поисковую рекламу, которая отображается в выдаче поисковой системы в ответ на запрос пользователя и контекстно-зависимую, которая отображается на страницах сайтов-партнеров с содержанием, соответствующим рекламному объявлению.


Контекстная реклама используется для продвижения товаров или услуг уже известных потенциальному клиенту.


Для вывода новой продукции или услуг на рынок она не подходит, так как отсутствует поисковой спрос и маловероятно, что кто-нибудь сможет увидеть такую рекламу.

Существуют много различных сервисов показа контекстной рекламы, но ведущими в России являются — «Яндекс-директ», «Бегун», и «Google AdWords», остальные менее известны, в основном, по причине небольшого охвата аудитории.

«Яндекс-директ» и «Google AdWords» — это детища поисковых систем Яндекса и Гугла. В отличие от них «Бегун» не имеет своей поисковой системы, но его объявления транслируются на сайтах-партнерах, во всех крупнейших поисковых системах Рунета, а также во внешних рекламных сервисах.

Модели оплаты поисковой рекламы:

  1. CPM (cost per millennium) — «цена за тысячу» показов рекламного баннера или объявления, обычно, для всех одинакова. В том случае, когда на одно рекламное место претендуют несколько рекламодателей, система обеспечивает ротацию их баннеров или объявлений.
  2. PPC (pay per click) — оплата за клик по рекламному объявлению, т.е. фактический переход на сайт рекламодателя. Стоимость перехода может устанавливаться как системой, так и самим рекламодателем. Если на одно рекламное место претендуют несколько рекламодателей, то система также обеспечивает их ротацию, а на частоту и место показов рекламного объявления влияет величина стоимости перехода (ставка) и показатель эффективности рекламного объявления. Так, у рекламодателя, установившего более высокую стоимость за клик (переход), шансов попасть на первые места больше, но, чем чаще пользователи кликают по объявлению (т.е., чем выше его эффективность), тем выше шансы такого объявления попасть на первые места и «обогнать» объявления даже с более высокой ставкой за клик.
  3. Featured Listing — оплата времени размещения на определенном месте на фиксированный срок. Менее популярная модель, чем CPM и PPC.

«Яндекс-директ», «Бегун», и «Google AdWords» работают по 2 модели.

Достоинства контекстной рекламы

  1. скорость появления — быстрое и гарантирование попадание на первые позиции выдачи поисковой системы, т.е. уже в день размещения рекламы увеличивается количество посетителей сайта;
  2. не раздражает пользователей, она показывается только в момент ответа на соответствующие запросы;
  3. привлечение целевых посетителей, так как рекламное объявление показывается только тем пользователям, которые эту информацию ищут и заинтересованы в ней, кроме того, можно настраивать временной и географический таргетинг (т.е. показывать рекламные объявления только в желаемые часы и только в тех географических областях, где работает компания рекламодателя), а также таргетинг по рекламным площадкам;
  4. широкий охват запросов пользователей — в рекламной компании можно использовать любое количество нужных ключевых запросов;
  5. гибкость рекламной компании — в любой момент можно изменять ее настройки: редактировать объявления, изменять ставки, списки ключевых слов и т.д.;
  6. системы контекстной рекламы предоставляют сервисы для анализа работы рекламной компании и возможность контролировать расходы.

Недостатки контекстной рекламы

  1. кратковременный эффект (в отличие от поисковой оптимизации): закончились деньги — закончилась реклама;
  2. при высокой конкуренции могут потребоваться значительные затраты на рекламную компанию.

Технология проведения рекламной компании

  1. Подготовка рекламной компании. Анализ спроса на продукцию сайта, подбор подходящих ключевых запросов по которым будет показываться рекламное объявление, определение необходимого бюджета, подготовка текстов и заголовков рекламных объявлений, в некоторых случаях подготовка самого сайта.
  2. Работа рекламной компании. Анализ получаемых результатов и соответствующая корректировка компании по ряду параметров: ставкам, текстам, заголовкам, ключевым запросам, с целью увеличения ее эффективности и контроля за расходованием средств на рекламную компанию.

Когда целесообразно использовать контекстную рекламу?

  1. при проведении кратковременных рекламных акций;
  2. при ярко выраженной сезонности продукции или услуг для подстраховки от выпадения из выдачи поисковых систем в результате смены алгоритмов их работы;
  3. при потере позиций в поисковой выдаче в результате штрафных санкций со стороны поисковиков за использования нелегальных методов раскрутки или большого количества ошибок
  4. для только что созданных сайтов, еще не получивших траст со стороны поисковых систем;
  5. для сайтов с проблемами индексации поисковыми машинами в результате допущенных ошибок при их разработке.
  6. для Интернет-магазинов и других сайтов на CMS, у которых зачастую бывают проблемы с индексацией;
  7. во всех тех случаях, когда затраты на контекстную рекламу с лихвой окупаются продажами.


Контекстную рекламу целесообразно комбинировать с поисковой оптимизацией, поскольку оба этих метода продвижения дополняют друг друга и позволяют оптимизировать расходы на рекламу.


На сегодняшний день контекстная реклама является главным источником доходов поисковых систем и наиболее эффективной и перспективной технологией для рекламодателей.