Достаточно часто при разработке сайта могут быть допущены ошибки — как со стороны Заказчика, так и со стороны разработчика. В этой заметке рассмотрим стратегические ошибки Заказчика.

1. Сайт создается без четкого понимания для чего он нужен и что он должен делать, т.е. не продуманы цели создания сайта. Это — самая главная ошибка, а все остальные ошибки, как правило, являются ее следствием. Очень часто основной мотивацией создания сайта является то, что «это — сейчас модно», «у всех уже есть — а у меня нет», «нужно указывать на визитке», «нужно разместить в рекламе». Для некоторых заказчиков этого действительно может быть достаточно. Но для тех, кто заинтересован в росте своего бизнеса, в привлечении клиентов на свои услуги или товары, такой подход может оказаться тупиковым, так как не учитывается, что основным эффективным каналом привлечения клиентов в Интернете являются поисковые системы.

Сайт — это не набор красивых картинок, это программный код, который взаимодействует с другим программным кодом — поисковой машиной. Поэтому при выборе технологии для создания сайта, при разработке дизайна и структуры сайта, при написание текстов, которые будут размещены на сайте, необходимо учитывать требования и особенности работы поисковых машин, иначе Ваши клиенты просто не смогут найти Ваш сайт.


Четкое понимание целей создания сайта избавит Вас как от разочарования и головной боли по поводу неработающего сайта, так и от излишних затрат на его продвижение или исправление допущенных ошибок.

2. Отсутствие четкого понимания сколько и за что придется платить. Очень часто заказчик пребывает в уверенности, что стоит только сделать свой сайт и клиенты выстроятся к нему в очередь. Но вот сайт создан… и ничего не происходит!

Клиентов нет, потому что, не предусмотрены бюджеты на следующие виды работ:

  • оптимизация сайта под поисковые системы.
    Создание сайта — это только первый этап работы. Следующий необходимый этап для бизнес-сайта это его оптимизация под поисковые системы, сложная и кропотливая работа, направленная на повышение его видимости в поисковой выдаче, в среднем первые результаты этой работы появляются через 3-6 месяцев в зависимости от ряда факторов.
    (Поисковая оптимизация сайта — основной фактор поискового продвижения)
  • актуализация информации, размещенной на сайте. Необходимо регулярно обновлять информацию, размещенную на сайте. Это нужно делать не только в целях информирования Ваших собственных клиентов об изменениях Вашего бизнеса. Любая фирма — разработчик поисковой системы заинтересована в том, чтобы обеспечить своих пользователей актуальной информацией, от этого зависит качество поисковой выдачи. Если это качество будет низким (т.е. в выдаче много сайтов с устаревшей информацией), то поисковик начнет терять своих пользователей — они будут уходить к конкурентам, которые смогут обеспечить их более «свежей» информацией, соответственно это повлечет потерю денег для фирмы-разработчика. Поэтому алгоритмы поисковых машин нацелены на то, чтобы устранять из верхних позиций поисковой выдачи «заброшенные» сайты. То есть, если сайт не развивается — информация, размещенная на сайте, не обновляется в течение долгого времени, такой сайт может вообще исчезнуть из зоны видимости поисковой выдачи, соответственно и клиентов у него не будет.
    (Принцип работы поисковых систем. 10 практических выводов для продвижения сайта.)
  • написание качественного контента. Если на сайте размещено более 70% материалов взятых с других сайтов, то поисковая машина может его вообще не проиндексировать, соответственно в поисковой выдаче его не будет и никто его не сможет найти. Поэтому необходимо продумывать, каким образом сайт будет обеспечиваться нужными материалами.


Соответственно, если Вы заинтересованы не только в наличии сайта, но в привлечении с его помощью клиентов, то необходимо предусматривать бюджет не только на его разработку, но и на его развитие и продвижение — написание качественного контента, оптимизацию, техническую поддержку, и возможно, какие-то виды рекламы.

3. Затягиваются сроки изготовления сайта. Причем затягиваться они могут настолько, что сайт либо вообще никогда не будет создан, либо «застрянет» на стадии полуготовности.

Основные причины этого:

  • отсутствие материалов для сайта. Связано, как правило, с отсутствием времени у Заказчика на подготовку этих материалов. Необходимо осознать, что никто, кроме Вас, не сможет четко сформулировать, то Ваше коммерческое предложение, которое Вы хотели бы донести до Ваших потенциальных клиентов, во-первых. И никто, кроме Вас, не сможет четко расставить приоритеты в направлениях бизнеса, в которых Вы заинтересованы, во-вторых. От обоих этих факторов зависит успех функционирования Вашего сайта. Поэтому необходимо выделить время — свое, или время какого-либо сотрудника своей компании, чтобы продумать и собрать материалы для сайта, и установить крайний срок выполнения этой работы.
  • невозможность согласовать дизайн сайта. Разрабатываемый дизайн сайта — это, как правило, компромиссное решение, учитывающее, как требования и пожелания Заказчика, так и ряд технических моментов: ограничения используемых технологий создания сайта и передачи данных, требования поисковых машин, удобство пользования сайтом, поэтому и оцениваться он должен с учетом всех этих факторов. Заказчик же зачастую оценивает дизайн сайта только с позиции «нравится — не нравится» и чем больше людей со стороны Заказчика участвует в процессе согласования дизайна, тем дольше может затягиваться этот процесс из-за обсуждения несущественных деталей и различных вкусовых предпочтений. Поэтому, как минимум, необходимо сократить количество «советчиков», попытаться абстрагироваться от собственных вкусовых предпочтений и оценивать предлагаемый дизайн с точки зрения удобства пользования сайтом для клиента. (Разработка дизайна сайта. Каким должен быть дизайн сайта? Что следует учитывать при разработке дизайна сайта.)